Актаныш

Эксперты из разных регионов России собрались в Ставрополе для обсуждения результатов кампании по выборам в Госдуму. Итоги и прогнозы

23 сентября в Ставрополе состоялся Федеральный экспертный хакатон, на котором обсуждались итоги выборов в Госдуму. Организатором мероприятия выступил аналитический центр "Акценты".

"Эксперты на этих выборах уделяли мало внимания региональной идентичности, хотя она в значительной степени определила результаты выборов в каждой территории", - рассказал научный руководитель АЦ "Акценты" Антон Чаблин. 
Он привел в пример Ставропольский край, где недавно было проведено исследование идентичности. Жители региона ответили, что им присущи следующие черты: коллективизм (61% опрошенных), потребность в руководстве сверху (59%) и консерватизм (51%).
Консервативная идентичность отразились на результатах голосования. Явка на выборах в регионе обычно выше среднероссийской: в 2021 году она составила более 66%, в то время как средняя по стране - 51,6%. 


"Усредненный ставрополец голосует не просто за власть, а за ретроградство и полную консервацию социального порядка. Такая инертность политического мышления приводит и к тому, что люди отдают предпочтение не ярким политикам, лозунгам или программам, а уже запомнившимся партийным брендам. Нет конкуренции идей и людей, есть конкуренция логотипов", - говорит Чаблин.

Специфические тренды, отразившиеся на результатах голосования, эксперты АЦ "Акценты" выявили и в других регионах.
•    "Единая Россия" оказалась второй партией, судя по результатам федерального списка на выборах в Госдуму, в Якутии, Ненецком автономном округе, Хабаровском крае и Марий Эл. Однако разница с КПРФ была минимальна - не более 3%. Рост электоральной поддержки "Единой России" в сравнении с предыдущими выборами-2016 отметился только в 15 регионах, самый значительный - в Башкортостане и Еврейской автономной области.
•    КПРФ почти во всех регионах была первой или второй партией. Кроме Ингушетии и Чукотки, где коммунистов оттеснили на третье место, соответственно, справороссы и либерал-демократы.
В подавляющем большинстве регионов КПРФ улучшила свой результат. Значительнее всего - в национальных республиках (Чечня, Татарстан, Мордовия, Якутия, Коми, Калмыкия).
Существеннее всего снизилась поддержка КПРФ в Северной Осетии - почти вдвое.
•    "Справедливая Россия" улучшила показатели в 64 регионах, ухудшила - в 21. Наиболее значительно сократилась поддержка справороссов в Башкирии, Ингушетии, Бурятии и Якутии. Ухудшились показатели "Справедливой России" в 5 из 6 регионов Уральского федерального округа (за исключением ХМАО).
•    ▪ЛДПР улучшила результаты в сравнении с выборами-2016 только в 7 регионах, в 78 - ухудшила. Поддержка либерал-демократов выросла во всех северокавказских республиках, кроме Северной Осетии. Больше всего поддержка снизилась в Еврейской автономной области (в 3 раза).
•    "Новые люди" вошли в тройку сильнейших партий только в 3 регионах: это Калмыкия (12,2% голосов), Якутия и Иркутская область (менее 10%). Также высокие показатели "Новых людей" были в Бурятии, где партия набрала 11,2% голосов.

Эксперты на хакатоне отметили, что результаты голосования продемонстрировали окончательное превращение Дальнего Востока в протестную территорию. Президент Европейской ассоциации политических консультантов (EAPC) Игорь Минтусов отметил, что одним из существенных результатов кампании стала "потеря" Хабаровского края для ЛДПР. Партия по итогам выборов в Госдуму заняла в Хабаровском крае только третье место, уступив первое КПРФ. По мнению Минтусова, такой результат во многом связан с тем, что партия недостаточно активно выступила в защиту экс-губернатора Сергея Фургала, а также с невысокой популярностью в регионе креатуры ЛДПР Михаила Дегтярева.
В целом же по стране потерю голосов ЛДПР президент фонда "Центр развития региональной политики" (ЦРРП) Илья Гращенков объясняет исчерпанием личностного ресурса у лидера партии Владимира Жириновского, с которым в значительной степени и ассоциируется партийный бренд. Альтернатив же партия так и не смогла предложить. Гращенков отметил также, что кампания и других партий оставила впечатление скуки и безынтересности, не было никаких ярких идей, достойных национального обсуждения, за исключением предложений "Единой России" о регулировании цен на "борщевой набор" или предложения "Справедливой России" о введении безусловного базового дохода и отмене пенсионной реформы.

Согласен с Гращенковым и вице-президент РАСО Алексей Фирсов, по мнению которого традиционные партии пребывают в серьезном кризисе, в том числе коммуникационном. Свой идеологический продукт они не могут донести до массового избирателя, в том числе из-за устаревания используемых в ходе кампании политических технологий.

Преподаватель Высшей школы экономики Сергей Скрипников отмечает, что политконсультанты на российских выборах практически не используют современные маркетинговые инструменты, которые уже нашли применение в корпоративном секторе, например, геотаргетирование рекламы. Нехватку креатива политтехнологи компенсировали использованием примитивных инструментов вроде роликов "Единой России" с сексуальным подтекстом про "попробуем новое".

Генеральный директор коммуникационного агентства Actor Дмитрий Еловский отметил, что результаты голосования в целом по стране подтвердили существование глубокого социально-психологического кризиса. Он связан, по мнению эксперта, с рядом факторов: разрыв социальных связей из-за самоизоляции, снижение уровня жизни населения. Причем данный кризис характерен не только для России, а для большинства стран. На преодоление данного кризиса Еловский отводит несколько десятилетий.
 
Полные тексты докладов и презентации с форума доступны в аттаче 

Иң мөһим һәм кызыклы язмаларны Татмедиа Telegram-каналында укыгыз


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: