Глава Минцифры РТ: «Взаимодействие с государством должно быть таким же простым, как в коммерческих сервисах»
Министр связи республики Айрат Хайруллин рассказал о проблемах с системой QR-кодов, блокировке транспортных карт пенсионеров, хакерских атаках на сайты ведомств РТ.
-Айрат Ринатович, здравствуйте, 2022 год объявлен в Татарстане годом цифровизации. Скажите, пожалуйста, что это обозначает для государства, для правительства, и что это будет обозначать для простых граждан?
- Мы хотим поставить задачи, которые будут решать конкретные проблемы жителей и бизнеса. Первое направление – это качество связи. Жители требуют, чтобы был скоростной интернет не только в крупных городах, но и в каждом малочисленном населенном пункте. Мы хотим, чтобы 4G ловил не только в местах общего пользования, но и чтобы с помощью информационных технологий и той же самой связи решались дистанционным образом задачи в области образования и медицины. Это блок инфраструктуры.
Второй блок — это подготовка кадров. Мы видим запрос. Во-первых, ежегодно увеличивается объем экзаменов в ЕГЭ по информатике, достаточно много школьников поступают по техническому профилю. Мы видим, что родители хотят, чтобы их дети получили специальность в области IT, но опасаются, что это может быть очень сложно или для этого потребуются дополнительные навыки. Эта часть позволит нам популяризировать IT-профессии для тех граждан, которые пока стоят в стороне, наблюдают.
Третье направление – это вопрос с рабочими местами. Мы хотим, чтобы IT-индустрия развивалась, чтобы вклад в валовый региональный продукт IT-индустрии был более значимым. Но не только в соотношении удельных единиц, не только в количестве созданных рабочих мест, нужно, чтобы экспорт татарстанских услуг, проектов, продуктов был не только за пределами Татарстана на российский рынок, но и за пределами РФ. Год цифровизации в конечном итоге мы видим таким, чтобы все 4 млн жителей республики, проживающих на нашей территории, ощутили или соприкоснулись с этим направлением. Есть вопросы, связанные с некой боязнью цифровизации, мы видим проблемы, когда к цифровизации относятся с недоверием, особенно, когда слышат про 5G. Это вопрос информационной политики, и люди абсолютно правильно обеспокоены вопросами, связанными с технологическими инструментами, с вопросами безопасности данных и, конечно, очень важно, чтобы государство правильно и четко доносило свою позицию.
- Вы нарисовали некую идеальную картинку, которую не достигнешь и за год. Недавно в интернете появился забавный ролик, который рассказывает о том, что в Татарстане будет через год. Там показывается, что в виде очпочмака будет вакуумная дорога, что поставят вышки 5G. Это Ваш креатив или Ваших помощников?
- Это вирусный контент, народное творчество. Ролик может даже напугать. Это сделано провокационным способом в эпоху, когда очень много контента, когда люди могут получить информацию в любой точке мира, таким образом, голос народа стал доступен наяву. В текущем году в 305 населенных пунктах РТ с численностью 50-100 человек появилась скоростная линия связи – оптический канал. У нас в течение последних трех лет в более чем 3 500 учреждений, школах, техникумах, 1710 ФАПах появился оптический канал связи. Я столь значимых инвестиций со стороны государства в рамках программ цифровой экономики не помню. Это направлено на то, чтобы устранить цифровое неравенство. Мы уже достигаем этого, и наша задача в том, чтобы эти программы не только формировались в текущем году, а, чтобы они в дальнейшем развивались.
Возвращаясь к связи, могу назвать такую цифру: у нас в Татарстане 3087 сельских населенных пунктов, в 1752 из них есть 3G, 4G и «оптика». Это означает, что в 1335 населенных пунктах 3G, 4G нет. Там можно позвонить по сотовому телефону. В них проживают 5,5% жителей Татарстана — это порядка 200 тысяч человек, но эти люди дискриминированы по праву на скоростной интернет. В следующем году 61 населенный пункт придет впервые к 4G, при том что мы видим, что эти инвестиции не окупаемы. Операторы не хотят туда идти, говорят, что проще построить сотовую вышку в торговом центре каких-то крупных городов. 61 населенный пункт в следующем году, за этот год и прошлый – было 305 населенных пунктов.
В целом в программу включен 601 населенный пункт. Такими темпами, конечно, нужно эту задачу решать и привлекать в том числе внебюджетное финансирование, смотреть, каким образом мы можем сделать такие условия для операторов, чтобы им было выгодно. Например, снизить затраты на электричество. Сотовая вышка – это инвестиции в 2 млн 700 тыс. в зависимости от территории, высоты сотовой вышки.
Беспилотные транспортные средства – это то, что было чудом еще лет пять назад, сейчас это становится обыденностью. Иннополис – первая зона в РФ, где эти технологии апробируются. Я чувствовал себя неуютно, когда на водительском месте никого не было. Роверы – доставщики еды, ты заказываешь через агрегатор продукты или готовую еду, он тут же доставляет. Эти технологии становятся более доступными. Важно то, что мы хотим быть в прямом контакте с бизнесом и населением, мы открыты. Предложения поступают в Instagram, по электронной почте, на наш сайт, мы их агрегируем, очень внимательно с ними работаем. В прошлом году, например, у нас появился новый сервис – «Оплата вневедомственной охраны». Люди через Росгвардию сдают квартиру на сигнализацию, чтобы не ходить в банк или на почту. отделения, можно сделать все электронно.
На сегодняшний день 72 государственные услуги доступны нашим жителям в электронном виде. Эта работа была начата 6-8 месяцев назад. Да, у нас сеть МФЦ, люди ходят туда, но молодежь требует сделать все государственные услуги электронными. На 2022 год мы ставим задачу, чтобы все государственные и муниципальные услуги в Татарстане были доступны в электронном виде. Не секрет, что городские школы по оптике были подключены на предыдущие 10 лет и благодаря президентской программе. Городские школы были все подключены еще 6-7 лет назад, а есть школы сельской местности. Мы провели в сельскую школу интернет вместе с «Таттелекомом», теперь на следующий год в рамках цифровой экономики школы будут обеспечены Wi-Fi сетью. Мало просто провести интернет, необходимо обеспечить его во всех классах и кабинетах, чтобы учителя могли сделать свои уроки более интересными. С января текущего года в Казани 12 тыс. современных ноутбуков будут переданы нашим учителям.
Кроме того, дан старт проекту по цифровизации медицины в РКБ. Постоянной задачей является не сделать цифровизацию ради цифровизации, а соответствовать качеству цифровизации по принципу пациентоориентированности (международный стандарт HImPs). Главный – это пациент, главный — это врач. Как сделать так, чтобы с помощью информационных технологий пациент вовремя получал лекарства, чтобы не было врачебных ошибок и все процедуры, предписанные доктором, медицинский персонал выполнял? Такой некий золотой стандарт. Этот проект поддержали Президент и [глава минздрава РТ] Марат Садыков, являющийся спонсором и идеологом этого проекта. Он будет реализован в течение 2022 года, это даст сильный толчок развитию цифровой медицины.
Есть хорошие примеры цифровой медицины в Сабинском, Альметьевском районе, где врач в ФАПе может проводить скрининг показателей артериального давления, уровня сахара, а затем передавать эти данные дистанционно в Центральную районную больницу, записывать пациента дистанционно к врачу, если требуется наблюдение уже непосредственно в ЦРБ. Соответственно, пациент будет в два раза меньше ездить. Это позволяет минимизировать временные затраты.
- Когда вы вместе с Минздравом сделаете так, чтобы я пришел в одну больницу, у меня там взяли анализы, а в другой анализы заново не брали? Чтобы врачи могли через интернет увидеть мою карточку и взять результаты анализов. Сейчас эта система разрознена, не говоря уже о том, что я могу уехать в другой регион.
- Очень хороший пример. Для этого в каждой больнице должна быть лабораторная информационная система, так называемый ЛИС, позволяющий собрать все результаты крови в единую систему. Объем инвестиций в республике – порядка 200 млн рублей, это те затраты, которые посчитал Минздрав, мы проверили и посмотрели решения. Часть финансирования реализуют в 2022-м – это направлено на то, чтобы не проходить повторно анализы, если вы уже прошли обследование в одной из центральных районных больниц и по каким-то причинам должны продолжить лечение в других клиниках.
Второе направление – электронная медицинская карта. По закону, врач должен написать диагноз и лечение на бумаге, а затем сидеть и вбивать все это в компьютер. В прошлом году были внесены изменения в федеральный закон, который позволяет медучреждениям при наличии электронной цифровой подписи вносить данные однократно – только в компьютер. Инициатива поддержана президентом РТ. Все сотрудники медицинских учреждений в следующем году будут обеспечены электронной цифровой подписью. Мы ставим задачу создаваемая система ЕРМИАЦ была удобна для врача, и самое главное, чтобы он как можно меньше времени тратил на ввод информации в компьютер, и как можно больше – уделял пациенту. Пациентоориентированность должна стать во главу угла.
- То есть, в 2022 году наши врачи будут обеспечены ЦП — вот это уже крутая новость.
- Цель – не отказаться от бумаги, а сократить затрачиваемое врачом на ввод информации время. Как правило, у хорошего хирурга есть диктофон, он записывает, зачем? Затем, что ему потом нужно это будет изложить на бумаге. У хирургов есть аспиранты, они этот диктофон расшифровывают, вводят в компьютерную систему. Необходим алгоритм, который позволил бы без использования рутинного человеческого труда перевести речь сразу в цифровой формат. Немногие государства могут себе это позволить, не во многих государствах есть такие системы.
Почему люди об этом говорят? Потому что появился коммерческий сервис: нажал кнопку, такси приехало, другую – через 30 минут «Самокат» доставил продукты питания. Люди видят уровень сервиса, а где государство? Почему отстает? Где госуслуги, которые за три клика все сделают? Почему я 14 дней должен ждать получения выписки? Мы вместе с министерством экономики, вместе с центром социально-экономических исследований и др. в этом году сделали и оптимизировали порядка 100 административных регламентов. Задача на 2022 год – чтобы ряд услуг оказывался в течение 2-3 рабочих дней, а по ряду услуг в течение – рабочего дня. Это будет сложно, будут миллион причин находиться, что это невозможно и долго. Взаимодействие с государством должно быть таким же простым, как в коммерческих сервисах.
- Еще одна государственная инициатива – введение QR-кодов. Мы такая продвинутая цифровая республика, почему мы не смогли сразу же ввести эти QR-коды? Какие трудности были? И какие есть до сих пор?
- Во-первых, это точно супер-неудобно. Есть один минус. Я не хочу обсуждать решение правительства, решение принято. Нужен был чуть больший запас времени. Люди справедливо возмущаются, это абсолютная норма, когда люди говорят: «Почему вы с меня требуете QR-код, я 20 лет ездил, у меня проблем никаких не возникало».
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев