Марат Сафиуллин: «Советую не прибегать к схемам оптимизации налогообложения»
Главный налоговик Татарстана разъяснил, как бизнесу республики избежать выездных налоговых проверок на предприятиях.
Схемы незаконной минимизации налоговых обязательств
Марат Адипович, как часто налоговики выходят на выездную налоговую проверку?
— В последние годы налоговая служба изменила подход в контрольной работе и главной тенденцией является то, что количество выездных проверок снижается и при этом растет их эффективность, акцент в контрольной работе сделан на снижение административной нагрузки на добросовестных налогоплательщиков.
Налоговый контроль основан на риск-ориентированном подходе, когда мероприятия налогового контроля проводятся в первую очередь в отношении тех налогоплательщиков, которые участвуют в схемах незаконной минимизации налоговых обязательств.
В соответствии с Манифестом ФНС России приоритетным направлением деятельности службы является открытость к диалогу с налогоплательщиками.
И в случае установления налоговым органом фактов нарушения налогового законодательства, плательщика, допустившего такое нарушение, приглашают в налоговый орган, чтобы предложить добровольно устранить нарушение. И назначение выездной налоговой проверки — крайняя мера. Так, за 2022 год охват выездными налоговыми проверками составил всего 0,1% от числа плательщиков, стоящих на учете в налоговых органах республики.
Вообще планирование выездных налоговых проверок — это процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для выездного контроля в соответствии с критериями совершения налогового правонарушения. Данные критерии общедоступны, утверждены Концепцией планирования выездных налоговых проверок и опубликованы на официальном сайте ФНС России nalog. gov. ru в разделе «Налогообложение в Российской Федерации/Контрольная работа/Концепция системы планирования выездных налоговых проверок».С Концепцией планирования выездных налоговых проверок можно ознакомиться в свободном доступе в удобное время и оценить имеющиеся у вас зоны риска.
Низкая зарплата и работа с перекупщиками — критерии для проверки
— Я думаю, что те, кто давно занимается бизнесом, наверняка об этих рисках знают и знают как правильно вести свое дело. А вот есть люди, которые вообще только зарегистрировались и только начали работать. Расскажите подробнее, о каких критериях риска идет речь?
— Критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки могут включать следующие факторы: низкая налоговая нагрузка, отражение убытков в бухгалтерской или налоговой отчетности в течение нескольких налоговых периодов, значительные суммы налоговых вычетов, превышение роста расходов над ростом доходов, зарплата сотрудников ниже среднего уровня по отрасли в регионе, приближение к предельным значениям установленных показателей, позволяющих применять специальные налоговые режимы, «миграция» между налоговыми органами, ведение хозяйственной деятельности преимущественно с контрагентами-посредниками, перекупщиками и низкий уровень рентабельности деятельности.
Всего критериев риска 12 и мне хотелось бы обратить отдельное внимание на три из них. Первое, это налоговая нагрузка ниже среднеотраслевого показателя по виду экономической деятельности. Нормативы этих показателей отражены в концепции, а сама налоговая нагрузка — это отношение суммы всех уплачиваемых налогов организации по данным отчетности по отношению к оборотам. Второе, на что налоговые органы обращают пристальное внимание — это высокая доля налоговых вычетов, если она равна или превышает 89% за 12 месяцев. И третье, это ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, заключение взаимоотношений с фирмами-однодневками, с сомнительными организациями, то есть использование незаконных схем минимизации своих налоговых обязательств.
А есть еще какие-то инструменты, кроме критериев риска, которые помогут налогоплательщику, в частности начинающему бизнесмену, самому определить свои слабые места?
— На сайте ФНС России размещено множество сервисов, позволяющих осуществить оценку как собственных рисков, так и рисков своих контрагентов. Например, сервисы «Прозрачный бизнес» и «Проверь себя и контрагента» позволяют получить комплексную оценку об организации — налогоплательщике, здесь доступна информация о записях о недостоверности, имеющиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, а также сведения о дисквалифицированных лицах, здесь же имеются сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов, а также не предоставляющих налоговую отчетность более 12 месяцев. Сервис «Калькулятор по расчету налоговой нагрузки» позволяет налогоплательщикам в режиме онлайн рассчитать налоговую нагрузку.
Подробнее с интервью можно ознакомиться здесь.
Фото было использовано из источника.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев