Учитель. Директор. Легенда. Мирзариф Хуснимарданов — человек, оставивший яркий след в образовании
В сфере образования, как и в любой другой, есть имена, которые становятся олицетворением целой эпохи. Их труд — не просто строчка в трудовой книжке, а фундамент, на котором держатся судьбы сотен людей. Таким человеком, истинным просветителем и интеллигентом, чья жизнь оставила неизгладимый след в истории образования Татарстана, был Мирзариф Хуснимарданович Хуснимарданов. Его имя — синоним беззаветного служения школе, учительскому долгу и высокой требовательности, основанной на глубоком уважении к знаниям и людям.
Путь длиною в жизнь: от сельского мальчишки до уважаемого директора
Мирзариф Хуснимарданов родился 16 сентября 1927 года в селе Новые Бугады. Его путь к педагогическому Олимпу был классическим для поколения, воспитанного на идеалах созидания и просвещения. Получив семилетнее образование в местной школе, он поступил в Мензелинское педагогическое училище, а затем — на отделение татарского языка и литературы Елабужского государственного педагогического института.
Его карьера была удивительно разнообразной, что говорит о его незаурядных организаторских способностях и глубокой связи с родным краем. Он успел поработать заведующим районным отделом народного образования, редактором районной газеты и даже председателем колхоза. Но истинным призванием стала педагогика. В 1963 году он возглавил Актанышскую среднюю школу и на протяжении 24 лет — целой четверти века — бессменно был ее директором. За этот колоссальный труд он был удостоен высоких государственных наград: ордена Трудового Красного Знамени и ордена «Знак Почета».
Семья — опора и источник вдохновения
За каждым великим мужчиной стоит великая женщина. В 1952 году Мирзариф Хуснимарданов создал семью с Альфией Низаметдиновной, которая, как и он, посвятила жизнь педагогике, преподавая математику. Вместе они воспитали четверых сыновей — Нура, Наиля, Рустама и Рамиля, привив им те же ценности трудолюбия, уважения и стремления к знаниям.
Их дом был образцом интеллигентности и гармонии. Здесь царили взаимное уважение и согласие, а такие понятия, как громкие ссоры или непочтительное отношение к старшим, были просто немыслимы. Дети, видя пример родителей, выросли достойными людьми, получили высшее образование и стали профессионалами в своих отраслях. Сегодня их большая и дружная семья — это 9 внуков и 8 правнуков, которые по праву гордятся своими корнями.
Эпоха Хуснимарданова: как создавалась легенда Актанышской школы
70-80-е годы стали временем настоящего расцвета для Актанышской школы. Под руководством Мирзарифа Хуснимардановича она превратилась в мощный образовательный комбинат. Количество учеников доходило до 1400 человек! Только представьте: в 1973 году аттестаты зрелости получили 160 выпускников одновременно — цифра, впечатляющая и по сегодняшним меркам.
Мирзариф Хуснимарданов был директором-созидателем. При нем были построены и оборудованы мастерские, спортивный зал, кабинеты физики и химии, медпункт, библиотека. Он возродил огромный пришкольный опытный участок, где ученики выращивали картофель, овощи и фрукты, полностью обеспечивая столовую, а излишки продавая местным жителям. Школа даже участвовала в ВДНХ в Москве!
Но главным был не масштаб, а подход. Летняя трудовая практика, участие в уборке урожая, уход за скотом — все это было не просто «обязаловкой», а частью продуманной системы воспитания, которая учила детей ответственности, уважению к труду и родной земле.
Образ идеального педагога
В памяти всех, кто его знал, Мирзариф Хуснимарданов остался человеком безупречного вида и высочайшей внутренней культуры. Белоснежная рубашка, строгий костюм, галстук и начищенные до блеска туфли — его визитная карточка. В одной руке — классный журнал, в другой — указка. Его появление в школьном коридоре заставляло замолкать даже самых отъявленных непосед, а учителя с искренним уважением склоняли головы в приветствии.
Он был требовательным, но справедливым. Его интеллигентность, аккуратность и принципиальность вызывали не страх, а глубокое восхищение и желание соответствовать высокому уровню.
Испытания на прочность и вечная память
Его директорская доля была нелегкой. Школа располагалась в двух старых зданиях на разных холмах, и бегать между ними на совещания и уроки было настоящим испытанием. А в 1985 году случилась беда — обрушилась часть основного здания. И снова начались хлопоты по строительству и восстановлению. Учителям, особенно мужчинам, приходилось наравне со строителями разбирать завалы и вывозить мусор, не прерывая учебный процесс.
В 1987 году Мирзариф Хуснимарданов ушел на заслуженный отдых, а в 2001 году переехал в Казань к сыну. К сожалению, городская жизнь была ему не суждена — через год, не дожив двух недель до 75-летия, он ушел из жизни.
Сегодня ему исполнилось бы 97 лет. Его супруга, Альфия Низаметдиновна, которой сейчас 94 года, живет в Казани в окружении любящих детей, внуков и правнуков.
Его наследие — это не только стены школы, но и тысячи выпускников, ставших докторами, инженерами, учителями, просто хорошими людьми. Это педагогические традиции, которые он заложил. Это память о Человеке с большой буквы, который всей своей жизнью доказал, что учитель — это не профессия, а призвание, суть которого заключается в том, чтобы «сеять разумное, доброе, вечное».
Эта статья — скромная дань уважения и светлая память о Мирзарифе Хуснимардановиче Хуснимарданове, чей яркий след в сфере образования продолжает светить и сегодня.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia
Нет комментариев